За десять лет, с 2011 по 2021 год, число россиян, нуждающихся в медицинской помощи, но не получивших ее, практически не изменилось, обозначено в исследовании руководителя лаборатории экономических исследований общественного сектора (ЛЭИОС) Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ Людмилы Засимовой. Результаты исследования вошли в статью «Эволюция неравенства: социально-экономические факторы доступа к российскому здравоохранению», опубликованную в журнале «Вопросы экономики» (№ 11, 2025).
ЧТО ПОКАЗАЛ ОПРОС
Выводы автора основаны на данных опросов Международной программы социальных обследований (The International Social Survey Programme, ISSP) за 2011 и 2021 годы.
Особенностью ISSP является повторяемость вопросов и одинаковая методология сбора данных, благодаря чему результаты опросов позволяют проводить сравнения как между странами, так и за разные годы, поясняется в статье. В своем исследовании автор использовал только российскую выборку и анализировала два показателя для измерения неравенства доступа к медицинской помощи: наличие контактов с врачами и неудовлетворенный спрос на медицинские услуги.
Результаты показали, что в 2021 году доля опрошенных, обращавшихся к врачам в течение предыдущих 12 месяцев, составила 65,8%, что ниже, чем в 2011 году, — 70,5%. Засимова указывает, что это может быть связано с ковидными ограничениями и боязнью заразиться при посещении медицинского учреждения. При этом случаи, когда медицинская помощь требовалась, но по каким-то причинам не была получена, остались на примерно одинаковом высоком уровне — 46,1% в 2011 году и 44,1% в 2021 году.
Автор указывает, что эти показатели заметно выше других стран, участвовавших в опросах ISSP, среди которых Тайвань, Филиппины, Япония, а также страны Европы. Среднее значение показателя доступности помощи в странах опроса в 2011 году было 23,2%, а в 2021 году — 27,9%.
В опросах Международной программы социальных обследований (ISSP) в 2011 году приняли участие 32 страны, в 2021 году — 30 стран. Объем выборки по России составил в 2011 году 1511 человек, а в 2021-м — 1597, возраст респондентов — от 18 до 92 лет. Как указано в исследовании, несмотря на относительно небольшой объем страновых выборок, они репрезентативны на национальном уровне.
Доступность медицинских услуг в статье определяется как возможность получить медицинское обслуживание при наличии и осознании потребности в нем. Под неравенством в доступе подразумевается неравномерное распределение медицинских ресурсов, когда определенные группы населения сталкиваются с препятствиями в получении качественной медицинской помощи. Так, неравенство в доступе к услугам здравоохранения подразумевает несправедливые и предотвратимые различия между различными группами населения, следует из исследования.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Согласно исследованию, женщины традиционно чаще мужчин обращаются за медицинской помощью, но при этом с большей вероятностью могут ее не получить. Так, в 2021 году вероятность визита к врачу у мужчин была на 14% ниже, чем у женщин. Как указано в статье, это связано с биологическими особенностями, так как женщины чаще обращаются к врачам по вопросам репродуктивного здоровья, а также, как правило, живут дольше мужчин, что приводит к более высокой распространенности хронических заболеваний в пожилом возрасте. К тому же статистически в России женщин больше, чем мужчин, особенно в секторах экономики, требующих ежегодной диспансеризации, а значит, выше вероятность столкнуться с препятствиями в виде финансовых и других барьеров.
В 2021 году люди с инвалидностью или хроническими заболеваниями на 21% чаще не могли получить необходимые им медицинские услуги по сравнению с другими пациентами. В 2011 году этот показатель был 13%. В то же время автор отмечает, что при наличии инвалидности и плохого здоровья может требоваться дорогостоящее и более сложное лечение, которое в условиях ковидных ограничений не всегда было доступно.
Данные также показывают, что обладатели полиса дополнительного медицинского страхования (ДМС) обращаются к врачу чаще. Но в 2021 году и такие пациенты сталкивались с трудностями в получении медпомощи из-за перегруженной системы здравоохранения на фоне пандемии COVID-19.
Как пишет Засимова, в 2021 году на фоне пандемии впервые стало заметно влияние финансового фактора на доступ к медицине: если среднедушевой доход респондента был ниже прожиточного минимума, то вероятность обращений к врачам снижалась на 6%.
В 2011 году жители городов чаще обращались за медицинской помощью по сравнению с жителями сельской местности, но в 2021 году эти различия были не такими значительными. Автор предполагает, что в пандемию COVID-19 жители городов откладывали посещение врачей, плановое лечение и диспансеризацию, чтобы снизить риски заражения, к тому же многие переезжали за город и реже обращались за медицинской помощью по месту жительства.
Несмотря на особенности 2021 года в связи с COVID-19, Засимова в статье указывает на устойчивое неравенство в доступе к медицинским услугам в России, которое сохранялось на протяжении десятилетия. По ее мнению, необходимо более тщательно изучать неудовлетворенные потребности женщин и людей, имеющих проблемы со здоровьем, так как именно эти категории россиян находились в зоне риска
в 2011 и 2021 годах.
КАК ЭКСПЕРТЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НЕРАВЕНСТВА
Как уточнила РБК Засимова, без данных сложно сказать, как ситуация развивалась после 2021 года. «Если очень примерно, то в последние годы не было таких значимых инвестиций в сферу здравоохранения, какими были национальные проекты или крупные федеральные целевые программы. При этом потребность в медицинской помощи после ковида только выросла из-за отложенного лечения, запущенных случаев, а также износа оборудования после пандемии», — описывает она сложившуюся к 2025 году картину.
По мнению директора Центра проблем финансирования, организации и межтерриториальных отношений в здравоохранении Финансового университета при правительстве Андрея Рагозина, одной из главных причин неравенства в доступности медицинской помощи в России является децентрализованный характер и многоканальность ее финансирования. Так, значительная часть ответственности перенесена на бюджеты регионов, возможности которых различаются, а разные виды помощи финансируются из разных источников: за одни медицинские гарантии платит ОМС, за другие — бюджеты регионов или федеральный бюджет, а за роды и реабилитацию платит Социальный фонд России.