Бак назад
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Павел Вихров, Ирина Кезик. Известия
Власти потребовали у АЗС обоснования роста цен на топливо - какие ещё меры готовит кабмин
АЗС в регионах стали получать пред-/Л упреждения ФАС из-за необоснованного роста цен. Минэнерго и антимонопольная служба в субъектах начали проверки сетей на фоне подорожания топлива и сбоев в поставках. Правительство готовит и другие меры, в частности полный запрет на экспорт бензина и дизеля до конца года. Поможет ли усиленный мониторинг стабилизировать ситуацию на рынке и какие ещё меры готовит государство - в материале "Известий".
Минэнерго и региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начали направлять владельцам заправочных сетей запросы с требованием обосновать рост цен на топливо. Также ведомства запрашивают информацию о наличии запасов топлива и о фактах пе- перебоев в поставках.
Об этом "Известиям" сообщили участники рынка. Редакция также ознакомилась с двумя такими письмами.
- Региональные органы власти (ФАС и Минэнерго. - "Известия") за последние недели не раз выходили на представителей сетей АЗС с запросами обоснований роста цен на топливо или информации о его запасах, - заявил "Известиям" президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
По поручению ФАС территориальные органы службы осуществляют контроль соблюдения антимонопольного законодательства на топливном рынке, в том числе путём запросов у сетей АЗС данных о ценообразовании и обеспеченности топливом, подтвердили "Известиям" в пресс-службе ведомства.
По результатам анализа предоставленной информации принимаются решения о наличии или отсутствии признаков нарушений антимонопольного законодательства, уточнили там. Например, были выданы предупреждения владельцам сетей АЗС в Тверской и Тюменской областях, добавили в ФАС.
Если ФАС сочтёт рост цен экономически необоснованным, владельцам сетей грозят административные штрафы, предписания о снижении стоимости и даже приостановка деятельности в случае систематических нарушений, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. В наиболее серьёзных случаях речь может идти о возбуждении антимонопольных дел, если будет доказано, что завышение цен носило согласованный или искусственный характер, добавил он.
- Действия регуляторов понятны в условиях, когда отдельные заправки вынужденно прекращают или ограничивают отпуск бензина либо закрываются на фоне дефицита топлива. Отдельным АЗС действительно приходится поднимать цены выше инфляции из-за сложностей на рынке и роста оптовых цен. Далеко не у всех операторов топливного рынка есть запас прочности, позволяющий держать цены и торговать себе в убыток, - заявил "Известиям" Павел Баженов.
При этом если в конце лета сложности с топливным снабжением испытывали только небольшие сети, то сейчас ситуация осложняется даже для крупных системообразующих, у которых есть десятки заправок, добавил он. Примером регионов, где даже у таких компаний осложнилась работа, можно назвать Кировскую, Нижегородскую, Костромскую области, отметил эксперт.
"Известия" направили запросы в Минэнерго, нефтяные компании и заправочные сети.
Власти стараются не допускать подорожания бензина в рознице выше темпов инфляции в годовом выражении либо сохранять эти показатели близкими, писали "Известия". Механизм реализуется посредством давления регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Такая система заставляет розничные сети хеджировать риски убытков от неизбежно возникающих диспаритетов. Поэтому цены не снижаются даже тогда, когда для этого есть все предпосылки, поясняли в НТС.
- Если крупные компании могут некоторое время позволить себе торговать топливом в убыток, компенсируя потери за счёт иных видов деятельности (а также благодаря торговле сопутствующими товарами и оказанию услуг на АЗС), то малые полностью привязаны к оптовым ценам и не могут опуститься ниже их уровня. В итоге они повышают цены на своих заправках быстрее, чем растёт инфляция, - отметил доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов.
С начала сентября оптовая стоимость топлива достигала исторического максимума. По итогам торгов 3 сентября цена АИ-95 с поставкой в европейскую часть России достигла рекордных 82,3 тыс. рублей за тонну, а АИ-92 - более 70,6 тыс. рублей. По состоянию на 29 сентября стоимость АИ-95 опустилась до 78,9 тыс. за тонну, а АИ-92 - поднялась до 74 тыс. рублей соответственно, свидетельствуют данные Петербургской биржи.
У тех АЗС, которые в сентябре удерживали рост цен в пределах прогнозируемой инфляции, маржа остаётся отрицательной, отметил Павел Баженов из НТС. В среднем по стране: примерно 4 рубля убытка на каждом литре как 92-го, так и 95-го бензина, добавил он. При этом некоторые несетевые АЗС в регионах подняли цены примерно на 10%, или на 5-8 рублей к прайсу се-тевиков, писали в сентябре СМИ. Сообщалось о таких случаях в Тамбовской, Тверской, Липецкой областях.
Россия уже сталкивалась с подобными проблемами, отметил член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. В этом году, как сообщали "Известиям" эксперты, среди основных причин кризиса - увеличение внутреннего спроса в период сельскохозяйственных уборочных работ и сезона отпусков, плановые и экстренные ремонтные работы на НПЗ.
В 2023 году запрет на экспорт был введён в конце сентября и снят уже во второй половине ноября. В Минэнерго тогда отмечали, что за два месяца на внутреннем рынке был создан профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость бензина существенно снизилась. В 2024-м запрет был введён с марта. Первоначально он был рассчитан на полгода. Впрочем, по мере насыщения внутреннего рынка автомобильным топливом с 20 мая власти приостановили действие этого ограничения. Послабление сохранялось вплоть до конца июля, но с августа было отменено, поскольку потребление топлива в России начало расти быстрее ожиданий, что обернулось резким повышением оптовых цен на горючее, и запрет был продлён до конца года.
- К нынешней ситуации на топливном рынке привёл целый ряд факторов, и, очевидно, в правительстве готовят новые меры. В среднесрочной перспективе регуляторы могут начать обсуждение системы ограничений экспорта в качестве постоянно действующей меры - например, при росте цен на АЗС выше инфляции, - предположил Дмитрий Тортев.
Вице-премьер Александр Новак ранее провёл совещание с представителями крупнейших нефтяных компаний. Он заслушал их доклады о сложившейся ситуации, рассказали источники "Известий" в отрасли. По их словам, итогом встречи было заявление Новака о том, что решение о будущем внутреннего топливного рынка примет "политическое руководство страны".
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.